Мадджхима никая

Дхаммадаяда сутта

3. Духовное наследство

Я слышал​, что как-то раз, пребывая в ашраме Анатхапиндики в Роще Джеты близ Саваттхи, Благословенный обратился к монахам: «Монахи!»

«Преподобный!» - ответили Благословенному монахи.

Слово Будды

Два вида наследства

Благословенный молвил:

«Монахи, будьте моими не материальными, но духовными наследниками. Из сострадания к вам я подумал: «А будут ли мои ученики моими духовными, а не материальными наследниками?» Стань вы моими материальными, а не духовными наследниками, о вас можно будет сказать: «Ученики наставника унаследовали его имущество, а не Учение.» И обо мне можно будет сказать: «Наставник завещал ученикам своё имущество, а не Учение.» Но стань вы моими духовными, а не материальными наследниками, о вас можно будет сказать: «Ученики наставника унаследовали его Учение, а не имущество.» И обо мне можно будет сказать: «Наставник завещал ученикам своё Учение, а не имущество» Потому, монахи, будьте моими не материальными, но духовными наследниками. Из сострадания к вам я подумал: «А будут ли мои ученики моими духовными, а не материальными наследниками?»

Будда одобряет удовлетворённость

(притча о голодных монахах)

Монахи, например ко мне, когда я, поев досыта, сколько хотел, утолив голод, завершив трапезу, собрался выбросить несъеденные остатки подаяния, приходят два монаха, голодные и ослабленные. Я им говорю: «Я вот, монахи, поев досыта, сколько хотел, утолив голод, завершив трапезу, собрался выбросить несъеденные остатки подаяния. Съешьте их, если вам угодно, иначе я выброшу их туда, где нет растительности, или в воду, где нет живности.

Один монах думает: «Вот Благословенный, поев досыта, сколько хотел, утолив голод, завершив трапезу, собрался выбросить несъеденные остатки подаяния. Если мы их не съедим, он выбросит их туда, где нет растительности, или в воду, где нет живности. Но Благословенный говорил: «Монахи, будьте моими не материальными, но духовными наследниками.» Подаяние – вещь материальная. Что если я, не смотря на голод и слабость, проведу день и ночь без еды?» И, не съев те остатки подаяния, не смотря на голод и слабость, он проводит день и ночь без еды.

Второй же монах думает: «Вот Благословенный, поев досыта, сколько хотел, утолив голод, завершив трапезу, собрался выбросить несъеденные остатки подаяния. Если мы их не съедим, он выбросит их туда, где нет растительности, или в воду, где нет живности. Что, если я, съев эти остатки подаяния и утолив голод, проведу день и ночь сытым и подкрепившимся?» И, съев те остатки подаяния и утолив голод, он проводит день и ночь сытым и подкрепившимся.

Монахи, не смотря на то, что второй монах, съев те остатки подаяния и утолив голод, проводит день и ночь сытым и подкрепившимся, первый монах достоин у меня больших уважения и похвалы. И почему? Это, монахи, принесёт ему долговременные умеренность, удовлетворённость, чистоту от аффектов, неприхотливость и энергичность. Потому, монахи, будьте моими не материальными, но духовными наследниками. Из сострадания к вам подумалось мне: «Как следует моим ученикам быть моими не материальными, но духовными наследниками?»

Так молвил Благословенный. Так молвив, Благонашедший встал и удалился к себе.

Объяснение Сарипутты

Вскоре после ухода Благословенного достопочтенный Сарипутта там же обратился к монахам: «Братья монахи!»

«Брат!» - ответили монахи Сарипутте.

Достопочтенный Сарипутта сказал: «Каким образом, братья, в то время, как наставник живёт уединённо, ученики не наследуют его пример отрешённости, и каким образом в то время, как наставник живёт уединённо, ученики наследуют его пример отрешённости?»

«Даже издалека, брат, мы пришли бы услышать объяснение достопочтенного Сарипутты. Хорошо бы, чтобы достопочтенный Сарипутта дал объяснение, и монахи запомнят услышанное из его уст.»

«В таком случае, братья, слушайте и внимайте тому, что я скажу.»

«Конечно, брат.» - в знак согласия ответили монахи достопочтенному Сарипутте.

Материальные наследники

Сарипутта сказал: «И каким же образом, братья, в то время, как наставник живёт уединённо, ученики не наследуют его пример отрешённости? Братья, в то время, как наставник живёт уединённо, ученики не наследуют его пример отрешённости, не устраняя то, что наставник наказал устранить, живя в изобилии, будучи беспечными, скоро отступая от учения, оставляя уединение.

Среди них, братья, старшие монахи достойны осуждения по трём причинам. Первая – в то время, как наставник живёт уединённо, они не наследуют его пример отрешённости. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они не устраняют. Третья – они живут в изобилии, будучи беспечными, скоро отступая от учения, оставляя уединение. По этим трём причинам старшие монахи достойны осуждения.

Среди них, братья, монахи со средним стажем... новоначальные монахи достойны осуждения по трём причинам. Первая – в то время, как наставник живёт уединённо, они не наследуют его пример отрешённости. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они не устраняют. Третья – они живут в изобилии, будучи беспечными, скоро отступая от учения, оставляя уединение. По этим трём причинам новоначальные монахи достойны осуждения.

Таким образом, братья, пока наставник пребывает в уединении, ученики не наследуют его пример отрешённости.

Духовные наследники

А каким образом, братья, в то время, как наставник живёт уединённо, ученики наследуют его пример отрешённости? Братья, в то время, как наставник живёт уединённо, ученики наследуют его пример отрешённости, устраняя то, что наставник наказал устранить, живя не в изобилии, не будучи беспечными, оставляя отступничество от учения, скоро вступая в уединение.

Среди них, братья, старшие монахи достойны похвалы по трём причинам. Первая – в то время, как наставник живёт уединённо, они наследуют его пример отрешённости. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они устраняют. Третья – они живут не в изобилии, не будучи беспечными, оставляя отступничество от учения, скоро вступая в уединение. По этим трём причинам старшие монахи достойны похвалы.

Среди них, братья, монахи со средним стажем... новоначальные монахи достойны похвалы по трём причинам. Первая – в то время, как наставник живёт уединённо, они наследуют его пример отрешённости. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они устраняют. Третья – они живут не в изобилии, не будучи беспечными, оставляя отступничество от учения, скоро вступая в уединение. По этим трём причинам новоначальные монахи достойны похвалы.

Таким образом, братья, пока наставник пребывает в уединении, ученики наследуют его пример отрешённости.

Восемь пар пороков

При этом, монахи, вожделение – зло и ненависть – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий ви́дение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, братья, это за Срединный Путь, дающий ви́дение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане. Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильные средства к существованию, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий ви́дение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

При этом, монахи, гнев – зло и враждебность – зло, презрение - зло и жестокосердие - зло, зависть - зло и жадность - зло, лицемерие – зло и лукавство - зло, чёрствость - зло и вспыльчивость - зло, гордыня - зло и надменность - зло, забытьё - зло и нерадение – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий ви́дение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, братья, это за Срединный Путь, дающий ви́дение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане. Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильные средства к существованию, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий ви́дение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

Так сказал достопочтенный Сарипутта, и монахи возрадовались его словам.

Конец Дхаммадаяда сутты